Капитан ХОЛБАН Руслан Константинович
(26.04.1981 - 13.05.2009)
Первая после Беслана потеря «Альфы» произошла в горном Дагестане. В тот день на Северном Кавказе проходила очередная спецоперация — на этот раз по уничтожению главаря крупной банды террористов.
Капитан Руслан Холбан первым вышел на вражеский пулемет и принял на себя огонь. Он стал первым мусульманином среди погибших сотрудников Группы «А». Его подвиг отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с изображением мечей.
По возвращении из командировки, Руслан, как было заранее оговорено, собирался оформить отношения со своей гражданской женой Оксаной, с которой они жили в подмосковной Кубинке у ее родителей. Однако свадьбе не суждено было состояться. Война!
ГЕРОЙ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Так получилось, что у Руслана две малые Родины. Первая — Гагаузия, автономия на юге Молдавии, где она появился на свет 26 апреля 1981 в поселке городского типа Вулканешты. Второй стала Башкирия.
Часто дети — это во многом продолжение своих родителей. Мама Руслана, Гулиса Назифовна, в 1980-е годы вместе со многими земляками совершила свой подвиг, принимая участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
С 1988-го по 1996 год Руслан обучался в средней школе № 1 Агиделя — молодого города, расположенного у слияния реки Белой с Камой. Большую роль в его воспитании сыграли отчим, Анвар Раджабович Эргашов, и тетя Фируза Каримова.
— В школе сын был очень активный и озорной, — рассказывает Гулиса Назифовна — С первого по третий класс мне приходилось часто ходить с ним на уроки, чтобы учителям было легче справиться с его поведением. Повзрослев, Руслан стал самостоятельным и ответственным парнем. Учился хорошо, занимался спортом и занимал призовые места. Когда в семье родилась дочь, причем именно в день рождения Руслана, 26 апреля, то он, увидев сестренку в роддоме, закричал: «Мама мне живую куклу подарила!» Хотя в свои десять лет ни братика, ни сестренку иметь не хотел. Друзей у Руслана было немного, но все они были верные и постоянные. До сих пор они нас не забывают, часто навещают, звонят…
В 1996 году Холбан поступил в Нефтекамский машиностроительный техникум. Но после его окончания в 2000 году решил посвятить свою жизнь защите Отечества. Свой выбор Руслан сделал вполне осознанно. На Северном Кавказе полным ходом шла новая масштабная война с международным терроризмом.
С 2000-го по 2005 год Холбан учился в знаменитом Рязанском воздушно-десантном командном училище. Сразу же после его окончания он, как один из лучших курсантов, в июле 2005-го был зачислен в Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России на должность оперуполномоченного.
Руслан в короткий срок освоил служебные обязанности, став одним из лучших молодых сотрудников спецподразделения. Являясь прекрасным спортсменом, неоднократно защищал честь Управления «А» на соревнованиях по рукопашному бою, спортивному ориентированию и легкоатлетическому кроссу.
В составе своего 3-го отдела Руслан неоднократно выезжал в командировки на Северный Кавказ, где проявил себя как грамотный, мужественный и хорошо подготовленный офицер спецназа, участвовал в личной охране президента Чечни Рамзана Кадырова.
Свидетельством боевого пути капитана Холбана являются государственные награды, которыми он был отмечен — медали Жукова (2008 г.) и Суворова (2009 г.).
Работа и спорт у Руслана совпадали с хобби. Еще один важный штрих. В 2007 году Холбан окончил курсы повышения квалификации в Учебном центре СВР, являющемся правопреемником легендарного КУОСа.
И в том же году Руслан, который приехал к друзьям в Кубинку, познакомился с Оксаной.
— Мы сразу решили жить вместе, — рассказывает она — Было сильное эмоциональное желание находиться постоянно рядом. Был он человек веселый, не любил грустить. Шутками и позитивным настроем «зажигал» и себя, и тех, кто находился рядом. Его обаятельную улыбку «в тридцать два зуба» запомнили, наверное, все, кому довелось с ним общаться. Надежный, честный и порядочный. О нашем решении жить вместе Руслан счел необходимым поставить в известность свою маму. Мы как раз сидели в кафе, когда по телефону позвонила тетя Галя, Гулиса Назифовна. Она сразу предупредила: «Ты должен сразу сказать, что ты — мусульманин». Но для меня это большой роли не играло, я никогда не делила людей по их вероисповеданию. Мои родители полюбили Руслана. Заботились о нем, переживали. Отсюда, из Кубинки, он отправился в свою последнюю командировку.
Как и другие «альфовцы», Холбан не посвящал свою семью в детали спецназовской работы и тем более не рассказывал о своем участии в боевых действиях. Отшучивался: «Меньше знаешь, лучше спишь».
Единственный раз Руслан как-то заикнулся: «Если что-то со мной случится — похороните меня на Аллее…» Уже потом, когда случилась беда, его желание прозвучало как завещание, и Холбан был похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Руку и сердце Руслан предложил Оксане на берегу моря…
— Это было в марте 2009 года. Руслан сделал мне подарок, и мы поехали на отдых в Египет. Устроил романтический вечер, сделал официальное предложение. Конечно, я дала согласие. И мы потом готовились к свадьбе. Родственников и друзей собирались принять у нас в Кубинке.
НЕДАЛЕКО ОТ ХАСАВЮРТА
Капитан Холбан погиб 13 мая во время проведения специальной операции против хасавюртовской банды амира Арсена Асульбегова. В лесном массиве он первым вышел на пулемет и принял на себя вражеский огонь.
Информация о скрывающихся в лесу боевиках появилась за несколько дней до спецоперации. Ночью сведения о местонахождении банды подтвердились. Сюда были стянуты силы ФСБ и внутренних войск МВД. В районе селения Дылым Казбековского района и сел Эндирей, Аркабаш и Ленинаул Хасавюртовского района был введен режим КТО.
Рассказывает непосредственный командир Руслана полковник
Юрий Торшин:
— Май 2009 года. Чеченская республика, Хасавюртовский район, селение Эндирей — это недалеко от Хасавюрта, где-то порядка десяти километров. Горно-лесистая местность, высоты там небольшие, двести-триста метров. Достаточно густой кустарник и лес. Что касается непосредственно операции, могу сказать: практически в ликвидации бандформирования участвовало только одно подразделение из Управления «А». Перед этим хорошо поработали местные оперативники, которые обнаружили место дислокации бандитов. Это при том, что обычно приходится действовать в составе сводных оперативно-боевых групп, при поддержке и совместно с Управлением «В».
В данном случае так получилось, что информация была уже получена, и надо было, не теряя ни минуты, моментально приступать к исполнению. Иначе банда могла исчезнуть, и мы бы просто работали по «хвостам». Поэтому начальником Центра Александром Евгеньевичем Тихоновым было принято решение, что ликвидация банды будет осуществляться одним из отделов Управления «А».
Руслан на тот момент прослужил в подразделении четыре года. Накануне, буквально за две недели, он получил очередное воинское звание «капитан»… Стоило нам подняться вверх и углубиться в лес, как мы столкнулись с боевым охранением «моджахедов». Произошло моментальное боестолкновение.
Банда располагалась в достаточно большом комфортном лагере, рассчитанном на двадцать-двадцать пять человек. Несколько блиндажей, палатки, склады с оружием, боеприпасами и продовольствием. То есть эта была не временная стоянка, а заранее подготовленная база. Представляете, у них даже кухня была оборудована с газовой плитой, с соответствующей посудой для чаепитий — все это находилось под навесом.
Бой длился около пятидесяти минут. Руслан находился в передовой группе, принявшей на себя огневой удар врага. Как мы потом обнаружили, он выпустил почти полный магазин, прежде чем получил смертельное ранение в район левой части головы. Погиб он мгновенно. В горячке боя даже его товарищи и командир, находившиеся поблизости, не сразу поняли, что произошло — Руслан перестал отвечать на свой позывной.
Бой уже начал потихонечку угасать, когда мы после плотного огневого контакта вошли на базу, где обнаружили трупы боевиков, оружие, боеприпасы, батарейки для радиостанции, и так далее.
Продовольствия там было достаточно. Складывалось впечатление, что бандиты безвылазно могли там находиться, наверное, от одного до трех месяцев. Позднее, когда сотрудники Внутренних войск и милиции начали вывозить продукты и уничтожать их, частично здесь же, на месте, то понадобились две «Газели», — завершает рассказ Юрий Николаевич Торшин.
…Ликвидированные в ходе двухдневной операции главарь банды, находившийся в федеральном розыске, и его подручные, были причастны ко многим убийствам и покушениям на сотрудников правоохранительных органов Дагестана.
Хоронили Руслана при огромном стечении народа — ветеранов и действующих сотрудников Группы «А» КГБ-ФСБ. Фактически прощались с ним представители «Альфы» всех поколений.
«УШЁЛ МОЙ БРАТ…»
В годовщину смерти Руслана на Николо-Архангельском кладбище Москвы собрались его боевые товарищи, около сотни человек, чтобы поднять поминальный Третий тост.
На могиле был установлен памятник. К нему в этот день пришли с цветами начальник ЦСН генерал-полковник Александр Тихонов, начальник Управления «А» генерал-майор Владимир Винокуров и его заместители, президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Сергей Гончаров.
Было много родственников Руслана…
Веселый, открытый парень. Любящий, заботливый сын и замечательный друг. Именно таким его помнят родные, друзья, одноклассники.
Агидель.
В актовом зале школы № 1 состоялся митинг в память о мужественном земляке. На него пришли близкие погибшего офицера «Альфы», учителя, представители администрации городского округа, депутатского корпуса, городских организаций, ученики старших классов родной для героя школы.
На экране сменялись фото- и видеокадры из мирной и военной жизни Руслана, а у подножия постамента, установленного на сцене, горели свечи…
— Прошел год, как ушел от нас наш любимый сын, брат, внук, племянник, — сказала Фируза Каримова, тетя Руслана — Это понимаешь умом, а сердцем принять невозможно. Мы очень скучаем по нему! Он постоянно был с нами на связи — писал, звонил, рассказывал, какой восторг испытывает во время парашютных прыжков. В последнюю командировку на Кавказ Руслан собирался с особым чувством, поскольку вскоре должна была состояться его свадьба. С его любимой девушкой, дочерью военного, мы по-прежнему поддерживаем теплые отношения. А его младшая сестра пошла по стопам брата: Ирина учится в пограничном вузе в Москве. Огромная благодарность руководству города, ФСБ, школе за то, что не забываете. Спасибо вам, дети. И, пожалуйста, будьте живы!
Что ж, эти слова Фирузы Каримовой мы относим ко всем сотрудникам «Альфы» и боевым побратимам, которые, рискуя жизнью, защищают людей от всякого рода мрази.
…Смолкли звуки проникновенной песни Стаса Михайлова «Ушел мой брат, ушел на небо…», погас экран, где только что улыбался Руслан — живой, открытый, веселый.
Моя душа жила с твоей душою.
Переплелись, хотя я здесь, ты — в небесах.
Ты столько раз закрыл меня собою,
И на руках ты нес, когда я умирал.
Ушел мой брат,
Ушел на небо
Я так тебя любил,
Я не могу поверить, брат…
Ушел мой брат,
Ушел, как будто не был,
А я по-прежнему
Среди людей ищу твой взгляд.
Мне без тебя бывает трудно в этой жизни,
Одолевает бесполезность суеты.
Я за тебя молюсь, простит тебя Всевышний,
А мне чтоб силы дал, терпенья и любви.
Растет город Агидель, в декабре 2010 года одна из его новых улиц получила имя офицера Группы «Альфа». А в музее школы № 1 открыта мемориальная доска и создана экспозиция, представившая документы и личные вещи капитана Холбана.
«Этот день был на редкость холодным, словно специально предназначенным для открытия мемориала — в такой мороз резко обостряется восприятие, и происходящее как будто впечатывается в сознание, — писала Лилия Загитова на страницах газеты «Огни Агидели» — Серое небо, белый снег и неправдоподобно красные гвоздики, вынутые из картонных коробок. Люди в уже привычном камуфляже и непривычной черной форме без опознавательных знаков — поняли ли присутствующие, что их глазам сегодня открыто то, что обычно скрыто под размытой маской на экранах телевизоров или газетных фото — лица бойцов специального подразделения «Альфа»? Такая у них служба — быть безымянными героями, обретающими славу и почет лишь в случае гибели — как случилось с Русланом».
29 июня 2012 года состоялось открытие обновленной памятной стелы. На церемонии присутствовали руководство Управления ФСБ России по Республике Башкортостан, родственники, друзья и земляки героя. Почтить память своего сослуживца из Москвы прилетели коллеги Руслана — сотрудники «Альфы».
Основной вклад в установление новой стелы внесли УФСБ и региональное отделение Общероссийской общественной организации «Офицеры России».
— Сейчас я живу только воспоминаниями о нем, помню каждый его день, — говорит Гулиса Назифовна —Как Руслан ходил в садик, в школу, как мы ездили в Рязань на присягу и на выпускной вечер… Как сын привез любимую девушку в родительский дом. Все это было как вчера. Руслан был примерным сыном, любящим братом. Мы гордимся им. Помним и не забудем никогда.
Еще раз обратимся к репортажу в газете «Огни Агидели»: «Были речи, воспоминания, цветы, оружейный салют. Но, главное, были очень серьезные глаза и лица молодых ребят и девчонок, пришедших на церемонию открытия. Тех самых ребят, которых очень часто в порыве пессимизма многие склонны обвинять в безыдейности и бездуховности. Руслан был ненамного старше их, но за свою короткую, но яркую жизнь успел сделать очень много: выбрать мужскую профессию, стать в ней профессионалом, совершить подвиг, приняв свой последний бой».
Руслан был замечательным сыном, другом и офицером антитеррора. Герой России полковник Валерий Канакин подчеркнул, что здесь увековечена память не только о капитане Холбане, но и обо всех, кто шел впереди, выполняя воинский долг.
…Оксана общается с «альфовскими» женами, не забывают ее боевые друзья Руслана. Долгое время она не могла достать книгу Героя Советского Союза генерала Геннадия Зайцева «Альфа» — моя судьба».
Так уж получилось, что однажды командир Группы «А» приехал к руководству Оксаны. Молодая женщина, отчаявшаяся достать раритет, обратилась к нему с просьбой, и Геннадий Николаевич подарил ей мемуары со своим автографом. Ведь в ней — книжная статья о Руслане, первая после его гибели.
(глава из книги А.А. Филатова "Крещённые небом")
|