Полковник Григорий Иванович Бояринов
(15.11.1922 - 27.12.1979)
Герой Советского Союза (посмертно)
Командир отряда специального назначения "Зенит".
Родился в селе Сукромля ныне Ершичского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
Образование среднее. В Красной Армии с 1939 года.
В июле 1941 окончил Свердловское военное пехотное училище.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года в должности командира миномётного взвода (Северо-Западный фронт).
С декабря 1941 – в истребительном полку Северо-Западного фронта.
С февраля 1942 – в пограничном полку НКВД (Северо-Западный, Ленинградский и 2-й Прибалтийский фронты).
Командовал школой снайперов, готовил диверсионные подразделения, лично возглавлял их при походах за линию фронта.
Отряд специального назначения под его командованием уничтожил штаб итальянской дивизии.
На завершающем этапе войны – начальник штаба пограничной комендатуры.
После войны до 1948 года служил в погранотряде Северо-Западного пограничного округа.
В 1948 году Григория Ивановича направили в Военный институт МГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского.
Учился он старательно, с интересом осваивал основы охраны государственной границы, в том числе апекты агентурно-оперативной работы, партизанской борьбы, уголовного права и процесса, активно занимался в научном обществе слушателей.
Окончившего с отличием в 1953 году вуз Бояринова оставили преподавателем на кафедре. В 1959 году он поступил в адъюнктуру при Военной академии имени М.В. Фрунзе, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Тактика партизанских действий в будущей войне».
Полковником стал в 32 года, что весьма редкий случай в мирное время, а в КГБ особенно.
Большое влияние на становление Григория Ивановича как учёного оказал ветеран четырёх войн, известный партизан и разведчик полковник Илья Григорьевич Старинов, с которым он крепко подружился за 12 лет совместной работы.
С 1961 года, находясь на преподавательской работе в Военном институте МГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского, а затем в Высшей школе КГБ СССР, Бояринов стал известен пограничной и чекистской общественности как специалист по вопросам борьбы с агентурой и диверсионно-разведывательными формированиями противника и по тактике партизанской борьбы.
В конце 1968 года Григорий Иванович стал ведущим специалистом на курсах усовершенствования офицерского состава (КУОС) КГБ СССР, ближайшим помощником первого руководителя этого учебного заведения полковника Харитона Игнатьевича Болотова.
Курсы были не просто учебным подразделением, занимающимся подготовкой сотрудников органов безопасности для действий на территории, контролируемой противником, а своего рода полевой лабораторией, где осваивались новые приёмы и способы оперативно-боевых действий, испытывались новые образцы вооружения и снаряжения для спецназа. Не случайно Бояринов позднее совмещал две должности – начальника курсов и начальника специальной кафедры.
Под стать полковнику Бояринову была и команда первых преподавателей КУОС: каждый из этих беззаветно преданных Родине людей был в своей области уникальным специалистом. Это были не кабинетные работники, а боевые офицеры, которые, когда это было необходимо, отложив в сторону конспекты лекций, брали в руки оружие и вели своих вчерашних учеников на выполнение самых сложных заданий.
В 1971 году Григория Ивановича назначили начальником КУОС. Руководство КГБ СССР поставило перед ним задачу в короткий срок перестроить учебный процесс под возросшие потребности подразделений органов безопасности, и прежде всего внешней разведки.
Большую помощь в этом Бояринову оказал ответственный сотрудник 1-го Главного управления (внешней разведки) генерал-майор Юрий Иванович Дроздов. Этих двух фронтовиков сблизили общие служебные интересы и то взаимное личное уважение и доверие, которое возникает у людей, хорошо знающих друг друга. Поэтому они работали дружно, с огоньком, и вскоре кардинальная перестройка учебного процесса на КУОС была завершена.
Григорий Иванович любил и умел работать с людьми. В нём присутствовало то двуединое чувство руководителя и учителя, которое уживается далеко не у всех военачальников. Слушатели также отвечали своему начальнику большим уважением. За глаза они по-доброму называли его «Гриша», или «наш Гриша», так как он действительно относился к ним с товарищеской заботой, вниманием. Но был строг и требователен. Ни кому из слушателей Бояринов не прощал разгильдяйства, расслабленности при выполнении учебно-боевых задач, всегда говорил при этом, что командир группы ответственен за жизнь подчинённых, а вольности при решении задач в тылу противника приводят к непоправимым последствиям.
Григорий Иванович называл своих питомцев «мои ребята» и знал всех слушателей КУОС по фамилии, а многих – по имени и отчеству, помнил об их привязанностях, особенностях характера. И когда встал вопрос о выполнении особо ответственного боевого задания, полковник Бояринов не смог остаться в стороне от «своих ребят».
Летом 1979 года полковник Бояринов Г.И. был направлен в Афганистан в качестве командира отряда специального назначения "Зенит".
Основной задачей подразделения была оценка политической и оперативной обстановки в стране, а также разведка Кабула, подступов к нему, выявление местонахождения и системы охраны важных правительственных зданий, объектов жизнедеятельности, армейских штабов и казарм.
Принял непосредственное участие в штурме дворца Амина. По своему служебному положению командир мог остаться в штабе проведения операции, но Г.И.Бояринов не смог отсиживаться в стороне, когда "его ребята" были впереди и рисковали своими жизнями.
При штурме дворца Амина полковник Бояринов погиб.
Звание Героя Советского Союза полковнику Бояринову Григорию Ивановичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года.
Медаль "Золотая звезда" № 11431 вручена семье Героя.
Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалью "За отвагу" и другими медалями.
27 декабря, не сговариваясь, вот уже больше двадцати лет ветераны, преподаватели и слушатели КУОС, встречаются на кладбище в Москве у могилы Григория Ивановича. Обязательно приходят и два его сына - Игорь и Андрей с внуком Григорием.
Борис Павлович Кашицин, военный летчик по профессии, написал замечательное стихотворение, посвященное памяти Григория Ивановича, которое Анатолий Алексеевич Набоков прочитал на одной из годовщин у могилы Бояринова.
Возле старой могилы стоит ветеран,
Чуть согнувшись от ран и недуга,
И, роняя слезу, поднимает стакан
За погибшего друга.
Вновь и вновь возвращаются годы назад,
Снова в памяти эта картина,
Когда Гриша Бояринов свой спецотряд
Вёл на штурм цитадели Амина.
Уложил всех на землю кинжальный огонь,
Смерть в потёмках искала солдата,
Тут услышали голос: «Ребята, за мной,
Помирать нам ещё рановато!»
Подняла командирская воля ребят,
Вдохновила единым порывом,
Под свинцовым дождём, под разрывы гранат
В бой пошли за своим командиром.
Не за Родину-мать, не за блеск орденов
Погибали Герои России,
Не любили пустых и напыщенных слов,
А вот честь берегли и ценили...
И приходят друзья, вспоминая Афган,
На могилу солдата - Героя
И, не пряча слезу, поднимают стакан
За того, кто их вывел из боя.
|