Старший лейтенант ЗИНЕНКО Виталий Вячеславович
( 20.12.1986 - 30.04.2013 )
Родился в 1986 году в казахстанском городе Аркалык.
После распада Советского Союза семья переехала в Россию – в город Александров Владимирской области.
В начале 2000-х годов Виталий стал членом военно-патриотического клуба «Сокол».
В 2004 году окончил основную общеобразовательную школу №5 г.Александрова.
За успехи в учебе его имя было внесено в окружную Книгу почета, выпуск 2004 года.
2004-2009 годы – курсант Голицынского Пограничного института ФСБ России.
Первое место в кроссах на пять километров с полной выкладкой и соревнования по поднятию гири весом двадцать четыре килограмма.
Награжден гравитоном «Спортивная гордость института» (2009 г.).
2009-2013 года – служба в 6-м отделе Управлении «А» ЦСН ФСБ России.
Из служебной характеристики: «В сложной обстановке ориентировался быстро, действовал решительно, проявляя разумную инициативу. В 2012 году, находясь в служебной командировке, Виталий Вячеславович участвовал в проведении специальной операции по поимке одного из лидеров бандформирований. На одном из участков операции создалась угроза жизни сотрудникам подразделения, в котором служил старший лейтенант Зиненко. Мгновенно оценив ситуацию, Виталий решительными действиями нейтрализовал угрозу, тем самым позволив завершить боевую операцию успешно и без потерь. За смелые и отважные действия, проявленные при выполнении боевых задач, награжден медалью ФСБ России «За участие в контртеррористической операции».
Неоднократно участвовал в соревнованиях по бегу, лыжам, стрельбе, занимал призовые места по этим видам спорта. Обладал высокой работоспособностью, стойко переносил значительные психические и физические нагрузки.
30 апреля 2013 года старший лейтенант Виталий Зиненко погиб при исполнении служебных обязанностей в г. Москве.
Похоронен на Мемориале спецназа на Николо-Архангельском кладбище с отданием всех воинских почестей.
26 ноября у Виктории Зиненко родилась дочка. Малышку назвали Александрой — в честь выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова. Как и хотел Виталий…
В 2014 году именем Виталия Зиненко названа средняя школа №5 города Александрова, в которой он учился.
«Он, словно белый офицер, пришел из другой эпохи…»
И Я хочу рассказать о своем братишке. Он погиб 30 апреля этого года. Виталий Зиненко. Старший лейтенант. Боец «Альфы».
Виталик вошел в нашу семью неожиданно, но очень быстро стал по-настоящему родным человеком. Он был лучшим и последним другом моего деда-фронтовика. Необычно, но это так! Несмотря на колоссальную разницу в возрасте, эти два высоких, общительных и улыбчивых человека, два защитника, стали очень близки. Они познакомились случайно: Виталик по пути к своим родителям в Александров заехал в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву лавру, и оставил машину возле дедушкиного дома. Слово за слово, и они как-то сразу оказались, как говорится, на одной волне. Дед позвал парня в дом, бабушка накрыла на стол. С тех пор Виталька стал здесь дорогим и желанным гостем. Он с интересом расспрашивал о войне, о временах их молодости, о том, как им удалось дожить почти до 90 лет, сохранив бодрость и жизнелюбие. Он и сам был воплощением этого самого жизнелюбия. Даже имя «Виталий» переводится как «жизненный, живущий».
Часто он приезжал к нам с женой Викой и своими друзьями-офицерами. Создавалось такое ощущение, что он старался связать и подружить разные поколения, собственным примером показать, что они могут и должны быть друг другу интересны! Он постоянно предлагал свою помощь, и его теплое отношение к моим старикам было невероятно трогательно. За короткое время Виталий стал для них любимым внуком.
Когда осенью 2011-го мой дед умирал, он звал Виталика. За несколько дней до смерти дедушки Виталий и Вика приехали его навестить. Они сидели на корточках возле его постели, искренне подбадривали… У изголовья 89-летнего ветерана, который прожил долгую, честную и по-своему красивую жизнь, и чья жизнь подходила к естественному завершению, склонялись светлые молодые лица. Казалось, что их тоже ждет долгий и светлый жизненный путь, что у них все еще только начинается, и столько всего успеет произойти интересного и счастливого до той поры, когда им исполнится 89…
Виталик погиб в 26 лет. Через полтора года после смерти моего деда. Наверное, им действительно было хорошо вместе, раз они не смогли долго друг без друга…
Первый во всем
Он мечтал, чтобы его профессия обязательно начиналась с первой буквы алфавита… Это про Виталия Зиненко пишут в александровской газете. Статья«Смерть на взлете». В ряду таких профессий на букву А — актер, архитектор, адвокат — это в детских и юношеских мечтах, а в реальности — офицер элитного спецназа «Альфа».
В семье у Виталия военных не было. Отец Вячеслав Николаевич — инженер, мама Елена Валерьевна — директор музыкальной школы. Они перебрались в маленький городок Александров Владимирской области в середине 90-х из Казахстана. А в Казахстане оказались потому, что дед Виталия в свое время добровольцем в 14 лет оставил родную Украину и отправился по зову необъятной родины осваивать в Средней Азии целину.
В Казахстане у семьи Зиненко было много друзей. Их соседи с теплотой вспоминают улыбчивого мальчика Виталю, который совсем маленьким заботливо встречал маму с работы и варил ей макароны…
Виталий всегда хорошо учился, тянулся к знаниям и творчеству. Он окончил школу искусств, прекрасно рисовал. Позже поступил в театральную студию и всерьез думал об актерской стезе. На сцене александровского драмтеатра особенно удавались юному артисту роли военных… Как раз в это время в городе открывается военно-патриотический клуб «Сокол». Виталя Зиненко начинает открывать для себя новую профессию, трудную, опасную, порой изнурительную, но такую романтичную и по-настоящему мужскую. Руководитель клуба «Сокол» Василий Иванович Погодаев часто возил своих воспитанников по воинским частям, устраивал встречи с офицерами, а как-то раз отвез мальчишек в Киржач в «Школу армии» своего приятеля отставного майора Валерия Кировича Карамина. В этот кадетский корпус старшеклассник Виталик Зиненко станет ездить на занятия за 30 километров от дома чуть ли не каждый день, а в выходные будет пропадать то на прыжках с парашютом, то на спортивных соревнованиях.
Выбирая вуз, Виталя думал идти в Рязанское училище ВДВ, но потом, учитывая гуманитарный склад своего ума, решил поступать на юридическое отделение Голицынского пограничного института. Правда, в тот год юристов в Голицыно не набирали — только психологов. Впрочем, это даже к лучшему, ведь даром психолога курсант Зиненко владел с детства. Каким-то никому не ведомым способом ему удавалось в любой компании быть своим человеком, более того, признанным лидером. Он умел сглаживать в отношениях с людьми острые углы, своей искренностью и обаянием мог покорить любого человека. В институте его сразу назначили командиром отделения. Уже на первом курсе Виталик стал для ребят авторитетной фигурой. Он никогда не пускал в ход кулаки (физическую силу предпочитал показывать на борцовском ковре), а при выяснении отношений побеждал всегда благодаря силе убеждения. Он приводил такие аргументы, с которыми было просто невозможно поспорить. Виталий был первым не только в учебе и в спорте, но и в общественных делах. Он водил экскурсии по музею истории Голицынского института, участвовал в праздничных мероприятиях, боролся за высокую культуру в курсантской среде, даже взялся отучать своих сослуживцев от употребления бранных слов. В общем, к третьему курсу его знал уже весь институт. Товарищи дали ему уважительное прозвище Мужик, а на конкурсе «Мировой парень», который проводился в Голицынском институте, он безоговорочно занял первое место.
"Когда лейтенант Зиненко пришел в наше подразделение, он вел себя так, словно прослужил здесь много лет, — вспоминает один из командиров Виталия, офицер спецназа «Альфа». — Когда в первый день спросил его, что ты умеешь, он с полной уверенностью заявил, что может за полчаса вывести группу из состояния стресса, а когда один из офицеров пожаловался на головную боль, предложил помощь и, совершив над его головой какие-то странные манипуляции руками, действительно вылечил человека. Нас поражало в Виталии то, что он невероятно быстро и, казалось, без малейших усилий находил подход к самым разным людям. А в наших длительных командировках он был просто незаменим. Разговором, юмором, шутками он умел разрядить напряженную обстановку. "
Спецназовец Виталий Зиненко часто выезжал в командировки на Северный Кавказ, участвовал в оперативных мероприятиях по задержанию преступников в других регионах страны, за несколько дней до гибели отличился при захвате крупных наркоторговцев. Ему нравилась эта работа, нравилось конкретное дело, пусть и опасное, но необходимое для безопасности людей — предотвращать теракты, освобождать заложников, спасать жизни…
Виталий творчески подходил к своей работе, как и полагается настоящему спецназовцу — он постоянно работал над собой, много читал, ездил на всевозможные сборы. Был в хорошем смысле возмутителем спокойствия, не давал застаиваться ни себе, ни своему окружению.
Был не бездумным винтиком большой военной машины, а разносторонне образованным, мыслящим офицером, постоянно стремящимся к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Бывало, после дежурства вместо того, чтобы спешить домой, он просил руководство отправить его то на занятия с инструкторами, то на подготовку к соревнованиям. «Помни о том, что жизнь не так уж длинна и надо многое успеть» — это был один из жизненных девизов Виталия. Он торопился жить…
«Научи меня танцевать вальс…»
— Мы познакомились 9 мая 2009 года, — вспоминает жена Виталия Виктория. — Я тогда училась на втором курсе университета. Решили с подружкой провести этот день не как обычно, за семейным столом, а в гуще праздничных торжеств. Взяли в костюмерной студенческого театра форму времен Великой Отечественной, купили гвоздики и отправились на Поклонную гору поздравлять ветеранов. Идем по аллеям парка Победы, рядом человек восемь парней. Когда поравнялись, один из них крикнул с улыбкой: «Девчат, вы с какого фронта?» Это, конечно, был Виталя. Вместе со своими товарищами из погранинститута он тоже пришел на праздник. Друзья его не хотели отпускать, но вместе с другом Лешкой они все-таки оторвались от своей компании и пошли с нами. Виталя сначала представился как философ, и я поверила — его образованность и эрудиция сразу привлекали внимание. Когда к вечеру он признался, что военный, я сперва подумала, что шутит, но потом показал удостоверение, и я поняла, что это судьба. У меня ведь в семье все военные — отец служил в войсках связи, полковник, мама военный психолог, подполковник… Первый день нашего знакомства прошел необыкновенно насыщенно. Мы познакомились со многими фронтовиками, пообщались с ними, подарили им частичку своего тепла… На одной из площадок выступал Кубанский казачий хор, а мы с подругой танцами с детства занимались, так что не смогли устоять, когда заиграла «Смуглянка» — пустились в пляс. Виталя тогда стал уговаривать: «Научи меня танцевать вальс!»Пришлось пойти навстречу. Он оказался очень толковым учеником. Потом мы этот вальс танцевали на его выпускном, а еще через пару лет — на нашей свадьбе…
Однажды в сентябре 2010-го Виталий, как обычно, встретил любимую девушку из университета и сказал, что приготовил ей сюрприз. Посадил в машину, завязал глаза. Ехали недолго, вышли, он повел Вику за руку, вошли в лифт, который стремительно поднял их куда-то очень высоко. Это был ресторан на верхнем этаже здания Академии наук. Открытая веранда и вся Москва как на ладошке. Виталий знал, что Вика любит высоту и специально выбрал это место, чтобы именно здесь сделать ей предложение руки и сердца. Девушка была растрогана…
Свадьбу сыграли следующим летом — тщательно готовились к этому событию. Вика многое сделала своими руками — приглашения для сотни гостей, двух огромных белых лебедей с помощью техники оригами, медали для гостей… Церемония бракосочетания проходила необычно — в ЗАГС молодые приехали в карете! А за несколько дней до свадьбы было венчание в Сергиевом Посаде. Виталий и Вика после знакомства вместе начали путь к воцерковлению, ездили причащаться и исповедоваться, соблюдали посты. Они познакомились с отцом Сергием, который стал для них духовным наставником.
— Виталя всегда начинал свой день с молитвы, – рассказывает Вика. – Потом обтирался холодной водой — так делал его кумир Суворов, шел на пробежку и только после этого завтракал. Он всегда планировал свой день, записывал, что нужно сделать, кому позвонить, с кем встретиться. После сборов или занятий обязательно подводил для себя определенные итоги — записывал, чему научился, какие выводы сделал, над чем нужно работать. В этих же блокнотах различные схемы и чертежи оружия, техники и всего того, что было частью его профессии. А еще он выписывал понравившиеся цитаты из любимых книг и свои мысли по этому поводу.
— Перед свадьбой Виталя мне часто говорил: ты понимаешь, какая у меня работа, что со мной может случиться все что угодно. Подумай, надо ли тебе это? — продолжает Виктория. — Он осознавал опасность своей профессии и готовил меня к этому. А я… Я, конечно, за него волновалась, но никогда не позволяла себе его переубеждать. Потому что без своего дела он не был бы тем, кем был. Я была рада, что он с удовольствием ходит на работу, понимала, что профессия очень многое для него значит и лишать его этого я не имела права. Мне важно было, чтобы ему было хорошо.
Вика не из тех жен-«наседок», которые вечно пилят своих супругов за то, что они пропадают на работе и в командировках. Она, отличница МГУ, выпускница социологического факультета, всегда знала, чем себя занять в отсутствии мужа. Поступила в аспирантуру, устроилась на работу в деканат, занималась репетиторством со школьниками, словом, никогда не сидела без дела. И эта увлеченность своей профессией помогала им обоим всегда оставаться друг для друга интересными. Они много путешествовали в выходные и отпуска, медовый месяц провели на Байкале, мечтали объехать всю Россию. Они делились впечатлениями от прочитанных книг, живо интересовались делами друг друга и никогда ничего друг от друга не таили. Ведь это так важно быть в курсе, чем живет твой любимый человек, какие у него проблемы и заботы. Когда ты это знаешь, то всегда можешь его поддержать и помочь.
— У меня такое ощущение, что мы прожили вместе не два года, а лет пятнадцать-двадцать. Настолько насыщенной и яркой была наша жизнь, — делится Вика, и глаза ее светятся счастьем от нахлынувших воспоминаний. — Виталя был идеальным мужем, мне иногда не верилось своему счастью. Он пришел ко мне, словно из сна. У меня был образ мужчины, которого бы я хотела встретить, но Виталя превзошел все мои ожидания. Он, словно белый офицер, пришел из другой эпохи… Воспитанный, образованный, благородный, душевный, надежный… и люди к нему тянулись, а он умел любить и умел дружить. Он был настолько внимательным и чутким… Он всегда интересовался моими делами, радовался моим успехам, всегда давал дельные советы и сам советовался со мной, и мне было приятно, что муж прислушивается к моему мнению. Он был не просто мужем, а моим лучшим другом. И пусть судьба связала нас ненадолго, я все равно счастлива, что была рядом с таким человеком.
Встречи во сне
В свой последний день 30 апреля 2013 года старший лейтенант Виталий Зиненко, как всегда, спешил на службу. Поцеловал жену, пожелав ей хорошего дня, и ушел на дежурство. Не было абсолютно никаких дурных предчувствий и предзнаменований. Они только переехали в новую съемную квартиру, начали вить свое гнездышко. Ждали появления на свет малыша. Вика была на втором месяце беременности. Виталий давно мечтал стать отцом. Они хотели много детей…
В полдень Виталий и Вика созвонились. Виталий сказал жене, что занят, перезвонит позже… У Вики в этот день был небывалый прилив сил — вернувшись с работы, она успела позаниматься с ученицей, сходить в бассейн, приготовить ужин. В те дни, когда Виталий был на дежурстве, они созванивались часов в одиннадцать вечера. На этот раз абонент был недоступен. Такое иногда бывало. Вика легла спать, а в полночь в дверь позвонили. В глазок было видно, что на лестничной площадке несколько мужских фигур. Вика испугалась. Она стала судорожно набирать номер мужа. Недоступен. Потом позвонила его другу и сослуживцу.
— Леша, передай Витале, что у меня под дверью стоят какие-то мужики. Мне страшно!
Алексей ответил: «Это мы!».
Проститься с Виталием Зиненко на Николо-Архангельское кладбище приехало человек пятьсот. Его хоронили со всеми воинскими почестями. Проходившая мимо старушка полюбопытствовала:
— Видимо, большого человека хоронят?
Виталий действительно был большим человеком. Человеком с большой буквы.
В сентябре в школе № 5 города Александрова по инициативе директора и педагогов была открыта мемориальная доска в память о выпускнике Виталии Зиненко, погибшем при исполнении служебных обязанностей. Старший лейтенант Зиненко официально не признан Героем России. Но он настоящий Герой для сотен людей, которые его знали.
Вика часто видится с мужем во сне. Недавно они разговаривали о смерти. Раньше, когда он был рядом, даже мысль не приходила в голову об этом говорить — настолько они любили и ценили жизнь. А тут во сне такой разговор:
— Виталь, давно хотела поговорить с тобой о смерти.
Он понурил голову, видно, что расстроился:
— Дорогая, ты же знаешь, что в любой молитве мы просим Господа: «Дай мне прежде конца покаяния». Покаявшись при жизни, легче проходить все мытарства на пути к Царствию Небесному. Мне не дали возможности покаяться.
Вика почувствовала в этих словах глубокое страдание, которое ее любимому пришлось испытать.
— Ну все, за мной пришли! Но помни, я всегда буду рядом с тобой, — сказал жене Виталий и стал подниматься по ступенькам вверх.
Это был сон. А в реальности у Виктории остались только счастливые фотографии и вот это письмо, которое Виталий написал ей, находясь в командировке.
«Здравствуй, моя любимая Викторочка! Сегодня на берегу Каспия выдался погожий день. Хотя насладиться им я еще не успел. Вместе с Серегой стоим на посту (…)
Когда стоишь рядом с такой стихией, сразу одолевают философские мысли, всегда интересно, что там, на другом берегу. Хотелось бы вместе с тобой совершить плавание по морю. Вот было бы здорово! Думаю, обязательно осуществим с тобой эту затею (…)
Мне очень тебя не хватает, часто скучаю. Спасает от меланхолии активная деятельность. Так хочется, чтобы мы меньше расставались. Уверен, мы не надоедим друг другу.
Знай, что, где бы ты ни была, я мысленно всегда с тобой и всегда поддерживаю тебя. Жду не дождусь нашей встречи. Обязательно покружу тебя на руках, как ты любишь!
Очень сильно тебя люблю. Ты у меня самая лучшая. Горячо обнимаю, крепко-крепко и страстно целую. Пока!» 17 апреля 2010 года. Виталик. Дагестан.
Впрочем, самое главное напоминание о муже Вика носит под сердцем. УЗИ не показало, кто родится — мальчик или девочка, но по этому снимку видно, что ребенок очень похож на отца. В одну из встреч во сне Виталий шепнул жене, что родится девочка и назовет он ее Алексеечкой… Жизнь продолжается. Продолжается и военная династия Зиненко. За две недели до гибели Виталия его сестра Даша стала пограничником. Сейчас она несет службу в аэропорту и тоже носит погоны.
P. S. От себя добавлю, да простит меня Виталик, что наш мир до неприличия несправедлив. Яркие и светлые люди живут слишком мало, а Богу почему-то не стыдно за то, что, видимо, с его согласия на земле разрастается мрачная серая масса, которая продолжает губить проблески света!
Юлия АФАНАСЬЕВА
Фото из личных архивов
|