Все фото и материалы на сайте размещены с разрешения сотрудников музея памяти воинов - интернационалистов "Шурави" и лично директора музея, Салмина Николая Анатольевича.
Введение
15
февраля 1989 г., закончилась для нас «афганская» война. Закончилась ли?
Нет! Хотя бы потому, что до сих пор в редакции газет, «афганские»
организации приходят такие письма: «Наш сын Владимир, 1960 года
рождения, попал в Афганистан в январе 1980 года. Службу проходил в
войсковой части номер 82869 «Я». 15 января 1981 года он вел машину
в составе колонны в Кундуз. В районе Баглана колонна попала в засаду. С
нашим сыном в кабине ехал летчик, фамилию не знаем. Машину душманы подбили...
Гроб, как мы предполагали, с телом нашего сына привезли к нам 26 января
1985 года. Но в нем не оказалось праха, была только одежда. Гроб предали земле, но чувствуем, что сын еще живой. Что
мы только не предпринимали, чтобы выяснить, так ли это. Обращались к
различным экстрассенсам. Они говорят, что наш сын живой, находится в
плену. Как это узнать, найти истину?» А сколько же подобных писем? В скольких глазах до сих пор стоят слезы, а сердце живет ожиданием встречи с близкими? Война эта не закончилась и потому, что, оказывается, лежат наши солдаты в земле чужой. Существует
восточное поверие: пока останки павшего солдата не преданы земле
предков, душа его скитается по земле, взывая к живым об успокоении.
Взывая к нам! После возвращения из плена Сергея Фатеева его мама заметила: «Все матери должны дождаться своих сыновей!»
Так должно быть! И видимо, главное здесь – в роли государства, чтобы
именно государством не был забыт ни одни из её несчастных сыновей!
Целью данного обзора прессы является попытка проанализировать работу до
розыску и освобождению военнопленных (ВП) и пропавших без вести (ПБВ),
установить наиболее точное их количество и уяснить: кто же они? Кто
занимается их освобождением? Каковы подходы?
I. Так кто же они: герои, предатели?
Проходит время, меняются и оценки «афганской» войны, меняются подходы к
проблемам военнослужащих и пропавших без вести. Так, накануне вывода
войск и первые 2 – 3 года после вывода в оценках ВП и ПВБ преобладали
два термина: предатели и герои. Под первым подразумевались те, кто сам,
добровольно перешел на сторону моджахедов. А под вторым имелись в виду
те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых
действий. Здесь все «понятно»: черное и белое. И в этих тонах выдержаны
и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные
публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2
подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших
военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и
другие – откровенно злопыхательские. Но нигде пока не удалось прочесть
о ...предательстве...» Далее он продолжает: «Некоторые
военнослужащие 40-й армии, убежав к душманам, активно участвовали в
боевых действиях против своих же боевых сослуживцев. У этих
людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно,
у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на
всепрощающую амнистию (имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета
СССР – декабрь 1989 г. – "Об амнистии военнослужащих, выполнявших
интернациональный долг в Афганистане” – Н.С., А.В.), преступники,
боящиеся гнева людского...» Пражские «Лидове Новины» опубликовали
интервью из Пакистана с советским ВП под заголовком «Воюю против
коммунистов». Абдул Касим – узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле
водителем. В плен сдался добровольно. «Я не пленный, я – моджахед,
мусульманин, – заявил Касим. – Борюсь против русских, против
коммунистов. Останусь со своими братьями до полного освобождения
Афганистана. Затем уеду домой…» Еще пример. В конце декабря 1991
года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней
поездке в Афганистан и Пакистан. Он заявил: «Многие из наших
военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из
них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень
сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель
Ахмад-Шаха Масуда – Исламуддин – тоже советский паренек, принявший
ислам. Оба они не собираются возвращаться…» Это – одна точка
зрения. Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских
военнопленных (12 человек), захвативших крепость Бадабер (35 км южнее
г.Пешавар в Пакистане) 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно
скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало
широко известно. А как к этому событию отнеслись последние, видно из
приказа лидера ИПА («Исламская партия Афганистана») Г.Хекматьяра: «В
плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата». Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним. Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока:
Если сердцу отчизна В беде не мила, Если сердце любовь к ней Не грела, не жгла, – киньте В землю его, Пусть займутся им черви, А не то оно станет орудием Зла (Сулейман Лаек, афганский поэт).
При
анализе материалов средств массовой информации обращают на себя
внимание и такие оценки: «... следует уяснить и еще один горький для
всех нас вывод. Большинство из уцелевших и все еще живущих в
Афганистане советских солдат – это не захваченные в ходе боевых
действий, а добровольно перешедшие на сторону противника. Причем
переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали
преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть
порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте».
Сослуживцы-интернационалисты били и унижали их так, что в какой-то
момент каждый думал: хуже, чем в Советской Армии, нигде быть не может,
И уходили в горы...»(5) Итак, три основных причины пленения: 1) предательство; 2) пленение в ходе боя или в бессознательном состоянии; 3) отрицательные условия службы в 40-й Армии (а первую очередь – неуставные взаимоотношения). Естественно,
все эти три причины имели место. Вывод: не все, попавшие к моджахедам,
проявили образцы стойкости, верности военной присяге. Были у нас и
сломленные духом, и те, кто судьбу военнопленного выбрал по своей воле.
Но ничтожно мало их, предателей, в сравнении с теми, кто, попав в плен
по различным причинам, ничем себя не запятнал, кто честно на чужбине
сложил голову. Среди них и наш земляк – Володя Каширов, стойко и мужественно сражавшийся в плену и погибший при попытке к бегству (см. п.4). А как сегодня их делить? Как к ним относиться? И даже: сколько же ВП и ПБВ? Удивительно,
что при наличии целого списка организаций, занимающихся освобождением
пленных (см. п.2), даже нет единой цифры. Она колеблется от 254 до 400
(см. прил. 5). Если в первые годы преобладало стремление –
освободить, вытащить всех, то в последние (1992 – 1994 гг.) начинает
преобладать мнение: используя любые каналы, любые возможности, выявить
всех застрявших в Афганистане соотечественников, узнать об их судьбе,
их настроениях, планах, а затем помочь веем тем, кто действительно
нуждается в помощи. Государство, бросившее их в пекло войны, должно
нести ответственность за каждого...»(6) Отношение к пленным – признак
цивилизованности. 21 января 1995 года газета «Красная звезда»
опубликовала Указ Президента РФ «О восстановлении законных прав
российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц,
репатриированных в период ВОВ и в послевоенный период». Указ Президента
России однозначно выводит за рамки реабилитации всех, кто добровольно
сдался в плен и пошел служить врагу. Принятие этого документа
окончательно закрепит положение России в числе цивилизованных стран,
где вынужденный плен всегда рассматривался как тяжкое испытание для
пленного, а вовсе не как основание для юридического или морального
преследования.
2 См., например, статьи полковника В.Свиридова: Патриот. 1992. № 5; Уральский рабочий. 1992. 20 авг. 3 К совести. 1992. № 1. 4 Там же. 5 Снегирев В. В плену // Известия. 1992. 31 янв. 6 Известия. 1992. 31 янв.
II. Кто же занимается поиском и освобождением ВП и ПБВ? Список организаций, частных лиц, фондов и т.д., занимавшихся и занимающихся поиском и освобождением ВП и ПБВ в течение 1988 – 1994 годов включает: • Международный Красный Крест; • Международный институт по проблемам военнопленных; • американский фонд «Фридом Хаус»; • Международный комитет за спасение советских военнопленных в Афганистане (художник-эмигрант Михаил Шемякин); • Союз ветеранов Афганистана СССР, а затем России; • подкомитет Верховного Совета России по проблемам военнопленных, пропавших без вести и семей погибших; •
с марта 1992 года – Комиссию по выяснению судьбы пропавших без вести на
территории России граждан иностранных государств, а также российских
граждан, исчезнувших при невыясненных обстоятельствах за пределами
бывшего СССР; • Народный комитет за спасение советских военнопленных
в Афганистане «Надежда» (председатель – И.Андронов, член Верховного
Совета PCФCP); • Российско-пакистанскую комиссию по проблемам освобождения и возвращения на Родину бывших советских военнослужащих; • Межведомственную комиссию по проблемам военнопленных при МИД СССР – до развала СССР; •
представителей СВА, Комитета по делам воинов-интернационалистов и т.д.
при консульствах и посольствах в Республике Афганистан, в Пакистане; •
Специальную комиссию Совмина Республики Афганистан (с июня 1988 г.) по
освобождению пленных советских и афганских военнослужащих; • журналистов, депутатов всех уровней; • и прочих.
Анализируя по материалам СМИ деятельность вышеперечисленных фондов,
организаций и т.п., приходишь к выводу, что успешной их работе по
освобождению и выяснению судеб ВП и ПБВ мешают некоторые факторы:
1. При подписании Женевских договоренностей по Афганистану вместе с
решением глобальных вопросов никак не были оговорены, определены
гарантии освобождения военнопленных. В связи с этим фактором в СМИ появились и оценки вроде следующей: «...лживость истоков советской кампании по освобождению пленных...»(7)
2. Проблема заключается в том, что работа по розыску военнопленных
имеет эпизодический, случайный характер, не направляется из единого
властного организационного центра. Как пример: после развала СССР прекратила свою деятельность и Межведомственная комиссия при МИД СССР. Новой никто не создал.
26 апреля 1993 года в Минске на встрече глав правительств СНГ подписано
Соглашение о координации поиска и возвращения лиц, пропавших без вести
в Афганистане и в других странах, где велись боевые действия. Хороший
документ, но... нужен механизм его реализации, а его-то и нет. 3. В
период «перестройки», развала СССР, становления новых независимых
государств, на политической сцене появились и новые лица, которые
афганскую проблему взяли на вооружение и стали лепить свой имидж на
афганской проблеме и вопросе освобождения пленных. По мнению Михаила
Шемякина, переговоры по освобождению пленных в значительной степени
тормозятся из-за попыток некоторых нечистоплотных людей использовать
проблему в политических целях(8). Видимо, взяв во внимание все
эти факторы, в государствах СНГ стали создаваться и свои структуры по
розыску военнослужащих, пропавших без вести в Афганистане. Например,
такую комиссию создал Президент Казахстана. Если в этом Указе9 хотя бы
подчеркивается, что будет оказываться помощь выходцам не только из
Казахстана, но и из других регионов бывшего СССР, то совсем не
укладывается в здравый смысл следующее сообщение: «Недавно в
Пакистанском городе Пешавар состоялась встреча представителей Украины и
Исламской партии Афганистана по вопросу освобождения бывших советских
военнослужащих украинской национальности…»(10) (примечание: подчеркнуто
автором обзора). Кореспонденту РИА духовный лидер мусульман
Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-Заде, вернувшийся из Исламабада, заявил:
азербайджанцы, попавшие в ходе войны в Афганистане в плен к оппозиции,
будут возвращены на Родину без каких-либо условий(11). В конце
марта 1992 года министр иностранных дел России А.Козырев обратился к
главам внешнеполитических ведомств стран СНГ с призывом объединить
усилия для освобождения из плена граждан СНГ, так как, согласно
информации МИД, в последнее время участились случаи, когда выезжавшие в
Пакистан представители стран СНГ на переговорах с моджахедами ратовали
только за своих пленных(12). Естественно, никто не оспаривает право
любого государства заботиться об оказавшихся в беде своих гражданах. Но
ведь совершенно очевидно, что привнесение национального избирательного
подхода к её решению может лишь сыграть на руку тем деструктивным силам
в Афганистане, которые откровенно заинтересованы блокировать
освобождение пленных. И тому уже есть примеры. Премьер-министр
Афганистана Гульбеддин Хекматьяр заявил на пресс-конференции в
Пакистане, что Кабул отказался от планов освобождения советских солдат,
плененных в ходе войны. Он подчеркнул, что изменение планов его
правительства связано с последними событиями на афганско-таджикской
границе(13). В дальнейшем были и предупреждения такого рода:
нежелательно и недопустимо размещение на таджикско-афганской границе
российских военнослужащих. В начале 1993 года правителями ИПА
(Г.Хекматьяр) был выдвинут зловещий ультиматум: если Россия не
прекратит печатать афганские деньги, то они казнят находящихся в их
руках военнослужащих из бывшего СССР(14). Все вышеизложенное
позволяет сделать вывод: данная проблема досталась в наследство
государствам Содружества и одинаково волнует общественность каждой из
наших стран. Необходимо тесное взаимодействие всех стран Содружества,
всех, кто не ради создания собственного имиджа, а от души, искренне
стремится как можно скорее вернуть попавших в беду людей матерям и
близким. Если этого не будет сделано, то мы и дальше будем иметь то, что имели: всего лишь по 3 – 4 освобожденных в год(15) (см. прил. 2) и дальше мы в заголовки газет будем выносить слова: «Все ли вернутся из Афгана?»
«Павших без вести, как и пропавших без вести, быть не должно. Это ясно,
если мы хотим называться цивилизованным государством. Что же надо
сделать?»(16)
7 Боровик А. Телепередача «Совершенно секретно» от 16 января 1993 г. 8 На смену. 1991. 27 дек. 9 Красная звезда. 1993. 11 марта. 10 Российские вести. 1993. 30 дек. 11 К совести. 1992. № 1. 12 К совести. 1992. № 2. 13 Красная звезда. 1993. 19 авг. 14 К совести. 1993. № 1(16). 15 См.: Красная звезда. 1993. 5 мая. 16 Красная звезда. 1992 сентябрь
III. Похоронены за речкой?
Если
в СМИ сравнительно часто за эти годы говорили о поиске, возвращении
домой наших ребят, попавших в плен к моджахедам, то о павших без вести
на афганской земле мы до сих пор предпочитали, да и до сих пор
предпочитаем молчать. И в то же время цифры таковы: «...из более чем
300 человек, числившихся в списках пропавших без вести, более 200 – по
сути, павшие без вести в боях, умершие от ран в Афганистане.
Такаяучасть постигла в основном тех воинов, кто участвовал и погиб в
войсковых операциях в 1981 – 1984 гг. в Панджшере. Наших военных
летчиков и вертолетчиков, подбитых в разные годы над афганской
территорией, контролируемой моджахедами. Наших военных советчиков и
переводчиков. Немало среди без вести пропавших и тех, кто попал к
моджахедам и там погиб при попытке к бегству, во время авиаударов и
артобстрелов, был расстрелян, умер от ран, инфекционных болезней...»(17)
Есть и еще цифры (на декабрь 1993 года). По данным Комитета по делам
воинов-интернационалистов, из 295 пропавших без вести 85 убито в бою
или утонуло, 52 погибло и 24 – возможно, живы. По сообщениям газеты
«Красная звезда», в Афганистане обнаружено всего 14 захоронений наших
военнослужащих. Они находятся в Асадабаде, Кунаре, Гильменде, в
Кабульской провинции, Кундузе. Точно установлены могилы: 1. В.Г.
Кускова – водителя в/ч п/п 53380 из Донецкой области – захоронен в
районе кишлака Кубак уезда Ханабад провинции Кундуз. В октябре 1984
г. самовольно оставил часть без оружия вместе с сослуживцем
А.И.Левенцом Почти год он находился у моджахедов из ИОА (Исламское
общество Афганистана). Погиб летом 1985 г. во время артобстрела
правительственных войск. Об этом рассказал Александр Левенец,
находящийся в плену в отряде Ахмад-шаха. 2. В.С.Лобанова, рядового в/ч п/п 31503, родом из Московской области. В
июне 1986 г. оставил часть с оружием. Находился в банде Джейлани в г.
Ханабад, кличка – «Файзулла». Убит в 1988 году во время междоусобной
стычки между мождахедами. Похоронен местными жителями кишлака Гаричи
провинции Кундуз. Что касается еще 12 других захоронений, то оперативно-розыскная работа проводится. И многие уже известны, но пока нет точных данных, их фамилии в СМИ не приводятся. Возникают вопросы: как перезахоронить? Как это осуществить на практике?
Международно-правовые соглашения существуют. Они зафиксированы в
Женевских конвенциях от 1949 года. СССР подписал их с некоторыми
оговорками 10 мая 1954 года, Афганистан – 26 сентября 1956 г. Но...
прошло пять лет после вывода наших войск, а братоубийственная война там
ещё продолжается. Да и в период реформ, видимо, не многим есть дело до
могил на чужбине, которые зарастают травой, безымянных, отмеченных лишь
осколком камня. Неужели наши парни второй раз уйдут в не- бытие – от нашего забвения? Эти вопросы чаще других поднимаются в газете «Красная звезда».
17 Красная звезда. 1992. 21 марта.
IV. Наши земляки
В списке пропавших без вести в Афганистане свердловчан в различных СМИ (в основном местных) приводятся иногда разные цифры.
Изучение материалов СМИ, запросы в военкоматы и т.д. позволяют сделать
вывод, что пятеро свердловских парней в разное время оказались в плену. Кто же они? 1) Ильшат Васильевич Гарайханов, 1962
года рождения, татарин, призван Североуральским ГВК Свердловской
области. В Афганистане проходил службу в 2-м батальоне 357-го полка.
Обстоятельства, при которых Ильшат пропал без вести, не совсем
известны. Однако, опираясь на публикацию газеты «Патриот» за 1992 г.,
выясняется (из воспоминаний одного из его однополчан), что в ходе боя
25 августа 1982 года Ильшат, будучи тяжело раненым, упал и утонул в
реке в провинции Бамиан. Видимо (предположения авторов данного обзора), горная речка унесла тело и поиски не увенчались успехом.
2) Виктор Сапожников, призывался Каменск-Уральским ГВК Свердловской
области в I980 году, а домой вернулся через четыре года. Изучение
материалов газет «Вечерний Свердловск» (18.07.89) и «Уральский рабочий»
(05.02.89) позволяет сделать вывод, что Виктор вместе с сослуживцами
попал в плен после неравного боя. Был переправлен в Пакистан. Затем
оказался в группе первой передачи пленных по взаимной договоренности.
Согласно этой договоренности пленным предстояло два года быть в лагере
для интернированных в нейтральной стране (Швейцария). В последующем
группа пленных представителями Красного Креста была передана нашей
стороне. В настоящее время Виктор проживает в одном из городов области, воспитывает двоих детей.
3) Юрий Григорьевич Поварницын, призывался Алапаевским ГBK.
Обстоятельства пленения неизвестны. На сегодня известно лишь, что Юрий
в период нахождения в лагере под Женевой изъявил желание и остался жить
в Швейцарии.
Геннадий Яковлевич Ситников, призван в ВС из г. Сухого Лога, пропал без вести во время переправы через р.Кабул 11 февраля 1985 года
4) Геннадий Яковлевич Ситников родился 13 апреля 1966 года. Окончил школу, затем ГПТУ.
В октябре 1984 года Сухоложским РВК Геннадий был призван в армию.
Учебное подразделение прошел в городе Чирчике (Узбекистан). С 5 февраля
1985 года рядовой Ситников служит в Афганистане в 1-м отдельном
батальоне специального назначения (в/ч п/п 35651, Джелалабад).
Геннадий Ситников пропал без вести 11 февраля 1985 года при переправе в
ночное время через реку Кабул в районе населенного пункта Хувайзи
провинции Нангархар. Тогда утонуло несколько военнослужащих. Тела
троих, в том числе и Геннадия, не были найдены.
Мать
На стене цветное фото, фото из письма: "Я – крылатая пехота! – представляешь, мам! Здесь война заполыхала, чуть подзадержусь.., подожди, осталось мало, скоро дембельнусь...”
На столе лежат газеты всех последних лет. Задержалась почта где-то, писем сына нет, хоть исправно письма носит почтальон другим... Мать одно у Бога просит: пусть вернется сын!
Снова помолившись Богу, сжав ладошкой рот, мать выходит на дорогу, что к селу ведет. Каждый вечер, каждый вечер, много долгих лет ждет она желанной встречи... Только сына нет.
С. Земцов
Владимир Николаевич Каширов, из г. Краснотуринска, попал в плен 6 декабря 1983 года на перевале Саланг
5)
Владимир Николаевич Каширов, рядовой, родился 19 декабря 1961 года.
Призывался из Краснотурьинска, где и сейчас проживает его мама – Анна
Григорьевна. В Афганистане служил в в/ч п/п 51863 (177-й мсп, перевал
Саланг). Награжден орденом Красной звезды. 19 декабря 1983 г. Анне
Георгиевне военком вручил извещение – «похоронку». А в тот день, когда
привезли цинковый гроб, Володя Каширов писал письмо маме. Позже
врач-француз передал это письмо и фотографию Володи в Советское
консульство в Марселе. Володя писал: «Мама, я – твой Владимир, жив,
здоров, нахожусь в плену, в Афганистане. Наш БТР подбили, вернее,
сожгли, двое убитых, я остался живой, так что заранее не хороните меня…» Что же произошло? Командир роты объясняет, что «около воронки были обнаружены сапог (правый) с оторванной ступней и оправа от солнечных очков.
Я считаю, что сгорело два солдата (водитель и пулеметчик), а прапорщик
был выброшен взрывом и в бессознательном состоянии пропал без вести...» Видимо, поэтому искали как пропавшего без вести не Володю Каширова, а прапорщика. Ну а как же оказалось три гроба?
«...Ввиду того, что тела погибших были значительно разрушены и
обуглены, их останки были разложены на 3 части и запаяны каждый по
отдельности в гробы. В таком состоянии они были отправлены для
захоронения по месту жительства погибших. Из-за полного разрушения тел
на крышках гробов была произведена надпись: «Вскрытию не подлежит».
Пока записка из плена путешествовала через границы, в Панджшере
появилась легенда о раненом «Шурави», заточенном в горную
тюрьму-пещеру. Дважды Володя пытался бежать. И это – без правой ноги!
О Кариме – так называли моджахеды Каширова – вспоминает освободившийся
из плена другой советский солдат, который со слов «духа» узнал, как
советского солдата захватили раненым на Саланге, как издевались над
ним, и как «шурави» выбрасывает еду, бьет костылем охранников... Жив ли Володя Каширов сегодня?
Есть разные предположения. По одним – Володя может быть в панджшерских
карьерах, где добывают лазурит. По другим – Володя все-таки погиб при
попытке к бегству. А для Анны Георгиевны надежду сохраняют слова Володи: «Заранее не хороните меня...»
Заключение Идут
годы, меняются настроения, лидеры и государства. Таковы времена. И
очень метко это время и нас характеризует Анна Георгиевна Каширова в
письме в «Красную звезду» (сентябрь 1992 г.): «Нынче в моде по
любому поводу ссылаться на опыт США. Вспомните, на другой же день после
окончания войны в Персидском заливе американцы поставили вопрос перед
Ираком о возвращении своих пленных. Живых и мертвых! И они сразу
же были возвращены. А как наше российское руководство ищет пропавших
без вести «афганцев»? Без слез не могу говорить об этом. Совсем
недавно Президент Б.Ельцин был в США, выступал перед конгрессменами,
клялся им, что разыщет пропавших без вести в нашей стране американцев.
Но, судя по телевизионному репортажу, ни словом не обмолвился о наших
пленных, о наших сыночках, заживо умирающих сегодня в неволе. Какой
позор!..» Разве не справедливы эти слова? Так что же дальше?
Один из авторов статьи – Н.А.Салмин, в
ту пору капитан 201-й мсд, одной из задач которого являлось
освобождение советских военнослужащих, попавших в плен в Афганистане. Примечание: Авторы данного обзора допускают, что в ходе его подготовки могли быть упущены из внимания другие материалы СМИ.
|